+7 953 930-19-91
Вход


Историческая реконструкция древней каркасной лодки из бересты 25 Сентября 2011

В настоящее время морские и речные виды реконструкции стали широко распространены – просторы морей и океанов бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты, лодки-долбленки, берестяные каноэ и сотни других древних плавсредств.

 
Более ста лет историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. Значение этих методов особенно важно, когда исследователи обращаются к древней истории человечества и не располагают письменными свидетельствами. Для восстановления облика изучаемого объекта, иногда им приходиться пользоваться только иконографией или скупыми на информацию легендами, сказаниями, житиями святых.
 
Естественно реконструкция и исторический эксперимент имеют как сторонников, так и противников, и полученные результаты ни в коем случае не должны идеализироваться, приниматься за абсолютную истину. Ведь совершенно неизвестно, как именно действовал древний человек. Однако несомненно, что полученные результаты дают повод размышлять над проблемой более широко. В распоряжении учёных появляется ещё один инструмент, с помощью которого можно приблизиться к истине.
 
Этот метод не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих при изучении истории.
 
В 1883 г. экспериментальное плавание через Атлантический океан на судне «Викинг», которое представляло копию «дракара из Гокстада» (IX век, Норвегия), дало возможность предположить, что открытие Америки викингами произошло задолго до плавания Колумба, и в последствии археологи нашли тому свидетельства.
 
Тур Хейердал, отважный норвежский исследователь, называл себя «почитателем древнего человека». Он построил бальсовый плот «Кон-Тики», на основании старинных испанских описаний плотов инков; камышовые лодки «Ра I» и «Ра II», по древнеегипетским изображениям; копию тростниковой лодки шумеров «Тигрис».
 
Его путешествия на этих судах вызвали не только огромный общественный интерес к подобным плаваниям, но и заставили учёный мир по-другому взглянуть на историю человечества и роль Мирового Океана в ней.
 
Английский писатель и географ Тим Северин на основе ирландского эпоса разработал маршрут, от Ирландии через Исландию до острова Ньфаудленд, сделал реплику древней ирландской кожаной лодки и совершил со своими единомышленниками очень важный и рискованный исторический эксперимент. Практическим путём была доказана возможность трансатлантического перехода команды ирландского монаха – Святого Брендана, к берегам Нового Света в VI веке н.э. Многие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой.
 
В настоящее время морские и речные виды реконструкции стали широко распространены – просторы морей и океанов бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты, лодки-долбленки, берестяные каноэ и сотни других древних плавсредств.
 
Ненадёжные с точки зрения современного человека материалы для судостроения, такие как кожа, камыш, древесина бальса и береста оказались вполне пригодными для таких сложных испытаний. Можно сказать, они были реабилитированы в глазах человечества.
 
Береста - уникальный природный материал, который используется человеком с древнейших времён. Из-за своих свойств: доступности, пластичности, лёгкости обработки, герметичности и др., береста стала применяться человеком во многих сферах деятельности, в том числе, в судостроении.
 
Эпоха мезолита на территории современной Европы, по данным радиоуглеродного метода, началась 10, а закончилась 7 тыс. лет назад (в северных районах – 6-5 тыс. лет назад). Это время знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установился привычный для нас климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию Прибалтики и Карелии, часть побережья Северного Ледовитого океана, проникли в Америку и Австралию. Вошли в обиход орудия из камня - топоры, тёсла, кирки, а также орудия из кости и рога - наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки и др. Распространились лук и стрелы, разнообразные приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя - лодки и сети.
 
Археологические находки эпохи мезолита на территории Поморья доказывают, что человек умел обрабатывать и применять бересту для своих нужд. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкции могли быть покрыты корой, берестой, плетеными из трав или камыша матами... На территории поселения Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились останки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Множественные археологические находки свидетельствуют, что человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания.
 
Петроглифы найденные в Карелии на Онежском озере, изображают сцены морской охоты на лодках. Лодки - короткие и довольно широкие, с высоким бортом; люди на этих лодках, заняты добычей белух и тюленей. Согласно описанию карельского исследователя, профессора Ю.А. Саватеева, лодки, изображенные на беломорских петроглифах, несли на себе от 3 до 24 гребцов.
 
Рассуждая о первобытном мореплавании, рассматривают три возможных варианта передвижения по Белому морю; на плотах, на лодках-долбленках, снабженных балансиром и на каркасных лодках. Наиболее вероятной учёный считает версию каркасных лодок с кожаным покрытием.
 
Именно на каркасных лодках люди были способны преодолевать небольшие морские пространства, борясь с течениями, волнами и ветрами. Но если учесть, что кожа долго обрабатывается, требует дополнительной подготовки, для использования в плавании, и что рядом был материал практически сразу готовый к применению, а по качеству почти не уступающий коже, то лодки с берестяным покрытием явно имеют больше преимуществ перед кожаными. Те и другие могли существовать в одну эпоху, параллельно. Но возникли лодки с покрытием из коры деревьев - «их кожи» намного раньше, благодаря своей доступности и практичности.
 
Берестяные лодки возможно строились вдалеке от морского берега: на Северной Двине, Онеге, на их притоках. С их помощью первобытные люди могли в короткий срок преодолевать большие пространства вниз по течению, совершать прибрежные плавания, и даже попадать на близлежащие острова. Археологи нашли на Соловецких островах каменные орудия труда, которые на 90 % состояли из привозного (со среднего течения Северной Двины) кремня, а также сланца, песчаника и кварца. Природа Соловецкого архипелага допускает произрастание берёзы, что позволяло ремонтировать, а может быть и делать новые лодки, непосредственно на островах.
 
И вот в рамках проекта Кенозерского национального парка «Реконструкция средневекового пути «Кенский волок» и водно-волокового судна «берестяной каюк» была спущена на воду Кенозера такая уникальная берестяная лодка.
 
Лодка изготовлена народным мастером Александром Шутихиным по типу средневекового водно-волокового судна "берестяной каюк".
Длина лодки - 5,2 метра, ширина - 1,1 метра, высота - 0,4 метра, вес - 30-35 килограммов. Экипаж лодки может состоять из трех или четырех человек.